Библиотека ЕИ К(П)ФУ

Сайт ЕИ К(П)ФУ
Главная


Поиск

Категории: (справка)
Вся литература
Не определено
Авторефераты
Статьи
Монографии
Учебные пособия
Сборники конференций
Сборники научных трудов

Бекмансуров Х.А., Бильданова В.Р.

Умственная работоспособность как интегративный тест паспорта здоровья

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Региональный сборник научных трудов. 3 выпуск

 

Бекмансуров Х.А.,

Бильданова В.Р.

Елабужский государственный педагогический университет

Еще в советское время в литературе разрабатывался вопрос о качестве населения. Это понятие включает в себя такие компоненты, как повышение уровня образования, улучшение его социального и профессионального состава и др. Качество населения включает в себя и состояние его здоровья. С полным правом можно отнести к перечисленным признакам и умственную работоспособность.

Каждый человек хочет обладать высокой умственной работоспособностью, чтобы быстро и эффективно справляться с производственными нагрузками, успешно решать всевозможные проблемы. От умственной работоспособности зависит, насколько умело исполняет человек свои служебные обязанности, а также возможность его профессионального совершенствования и роста. В целом, можно расценивать умственную работоспособность в качестве важнейшего показателя функционального состояния психики, да и, пожалуй, всего организма.

Этот показатель отражает также способность человека успешно адаптироваться к среде, управлять ситуацией и определяет, в конечном счете, степень внутреннего комфорта и жизненного статуса человека. Проблема сохранения, поддержания и развития умственной работоспособности приобретает большое значение особенно в последнее время в связи с социальными преобразованиями и обновлением содержания школьного образования. Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, привлечение разнообразных технических средств обучения, влекущие интенсификацию умственной деятельности, - все это создает ощутимое давление на нервно-психические функции учащихся.

Для учащихся основной социальной функцией является выполнение всех требований школьной жизни, овладение знаниями и умениями, предусмотренными учебной программой, соблюдение норм поведения во взаимоотношениях с педагогами и сверстниками. Полное соответствие этим требованиям служит в значительной степени свидетельством психического здоровья.

В массовой общеобразовательной школе клинически выраженные формы психических болезней, как правило, не встречаются. Страдающие ими дети – либо пациенты соответствующих лечебных учреждений, либо воспитанники специальных учебных заведений для умственно отсталых. В массовой школе приходится сталкиваться с так называемыми пограничными состояниями, главным образом неврозами и невротическими реакциями, и некоторыми функциональными отклонениями, не лишающими детей и подростков возможности присущего их возрасту социального существования.

Поскольку главным критерием, отражающим изменение функционального состояния, является снижение или повышение эффективности выполнения стоящих перед организмом задач , одним из ведущих показателей активного функционального состояния психики служит умственная работоспособность, интегрирующая основные свойства психики – восприятие, внимание, память и др.

Умственная работоспособность, по мнению Ю.М. Пратусевича, каждый отрезок времени наиболее адекватно отражает функциональное состояние школьников, их возможности в овладении различными учебными предметами.

Изучению умственной работоспособности посвящено очень много работ. Однако, как справедливо отмечают А.О. Наватикян и В.В. Крыжановская, в настоящее время нет общепринятого определения этого термина, поэтому многие авторы, рассуждая об изменениях работоспособности, их причинах, методах ее измерения, воздерживаются от определения этого понятия. Наиболее импонирующим представляется определение Р.М. Баевского: умственная работоспособность – это «определенный объем умственной работы, выполняемый без снижения... установившегося на оптимальном для данного индивидуума уровне функционирования организма». . Такое определение предполагает возможность колебаний объема выполняемой каждым субъектом умственной работы, т.е. наличия у него в разные отрезки времени высокой, средней или низкой работоспособности. Опыт при этом свидетельствует, что, несмотря на колебания, вызванные разными причинами, каждому субъекту присущ преимущественно свойственный ему уровень умственной работоспособности – высокий, средний или низкий.

По наблюдениям С.А. Нетопиной, в течение первых четырех лет обучения у 55% наблюдавшихся ею школьников сохранялся присущий им уровень работоспособности, у остальных был отмечен переход на более высокий или более низкий уровень, но лишь на близстоящий. Это указывает на определенную стабильность уровня умственной работоспособности, он связан с основными свойствами нервной системы, в основном – со степенью подвижности нервных процессов. Различия в умственной работоспособности основываются в известной степени на различиях параметров ЭЭГ. Показателем благоприятного функционального состояния служит, конечно, высокая умственная работоспособность. Вот почему уровень умственной работоспособности служит одним из основных показателей психического здоровья учащихся и поддержание ее высокого уровня – ведущая задача сохранения психического здоровья школьников, то есть психогигиены. Данному вопросу много внимания уделено в монографии «Школа и психическое здоровье учащихся».

Суждение о работоспособности школьников чаще всего опирается на результаты дозированных заданий типа корректурных проб. По данным авторов указанной монографии , эта методика достаточно информативна для оценки влияния учебной нагрузки на функциональное состояние организма и широко применяется в гигиенических исследованиях. По объему выполненной работы, т.е. числу прослеженных знаков при заданном времени, устанавливают скорость работы, число же ошибок в пересчете на постоянный объем работы характеризует ее точность. По скорости и точности в совокупности определяют продуктивность работы.

Еще исследованиями М.В. Антроповой. Е.М. Вайнруб и др. было доказано, что показатели работоспособности, выявленные методикой дозирования работы во времени с помощью буквенных таблиц, весьма информативны и согласуются с показателями, характеризующими высшую нервную деятельность учащихся, которая изучалась различными условно-рефлекторными методиками (методикой А.Е. Хильченко, речедвигательной, зрительно-моторной и др.). Ими же установлено, что общая умственная работоспособность учащихся и успешность их обучения тесно связаны между собой. Здоровые успевающие учащиеся во всех возрастно-половых группах при равных социальных факторах чаще имеют высокую работоспособность, чем неуспевающие школьники. Подобная связь проявилась и в наших исследованиях сельских школьников, в т.ч. у детей 6 лет При прочих равных условиях, дети здоровые, «среднего и высокого» физического развития, готовые к обучению («зрелые» или «среднезрелые»), чаще имеют более высокую работоспособность и успеваемость, нежели их «незрелые» сверстники .

В своих исследованиях умственную работоспособность (УР) детей мы тоже определяли с помощью буквенных таблиц В.Я. Анфимова. При этом для изучения динамики УР учащихся корректурное задание давали 2-минутной продолжительности до занятий, после второго – третьего и последнего учебного часа, в т.ч. с проведением физкультпауз в середине двух последних уроков. Методика проведения этой корректурной пробы приводится в сборнике «Гигиена детей и подростков» / Под ред. Г.Н. Сердюковской и С.М. Громбаха (1970) и в методическом пособии «Валеология» (Н.Н. Куинджи, 2000). А с целью выявления уровня работоспособности учащихся мы пользовались методикой проведения дозированного 4-х минутного задания (с введением тормозного агента во второй части работы) в модификации профессора А.Н. Кабанова, а затем и в модификации, разработанной в НИИ физиологии детей и подростков.

В результате получены интересные данные, которые могут стать основой для дальнейших сравнительных исследований. Большой интерес к определению своей умственной работоспособности обычно проявляют все школьники и студенты. И мы тоже убеждаемся в том, что при изучении уровня и динамики УР детей и подростков метод корректурных проб на таблицах Анфимова обладает – при всех его недостатках, - существенными преимуществами, связанными, прежде всего, с его массовостью (возможностью одновременного исследования большого количества детей) и простотой.

Преимущество метода заключается и в объективной количественной оценке полученных результатов, что при динамических исследованиях имеет решающее значение, так как обеспечивает возможность сравнения. Это как раз то, что нужно для паспорта здоровья учащихся.

Однако, чтобы использовать корректурную работу по буквенным таблицам как показатель паспорта здоровья, необходим единый подход в выполнении заданий. На наш взгляд, для ежегодного однократного определения уровня УР учащихся и введения данных в ПФЗ желательно пользоваться методикой проведения 4-х минутного задания, предложенного НИИ возрастной физиологии. При этом необходимо соблюдать следующие условия: 1) при перепечатке буквенных таблиц не изменять: высоту букв – 2,5 мм, расстояния между буквами – 2,5 мм и строками – 3,5 мм, величину полей: боковых 21 и 15 мм; верхних и нижних – 27 и 42 мм; 2) не давать задание с буквой «С», так как она имеет легко запечатляющий зрительный образ и поэтому результат бывает лучше, чем при отыскивании всех других букв из таблицы Анфимова (следовало заменить ее, например, с буквой «Л» или «П», как в модифицированной таблице С.М. Громбаха); 3) проводить ежегодно пробу в одни и те же месяцы и дни недели; 4) каждое задание следует строго дозировать по времени – проводить в течение двух минут; 5) первый день (если учащиеся знакомятся с заданием впервые) исследования являются тренировочным и полученный материал в обработку не включается. В день тренировки детям следует объяснить: для чего проводятся корректурные пробы; как нужно работать с таблицей; пропущенная целая строка в количество прослеженных знаков не входит, но считается за одну ошибку и т.д.

В зависимости от поставленной задачи применяют разные схемы проведения корректурных исследований. Например, для определения влияния дневной учебной нагрузки на ЦНС учащихся корректурные задания даются ученикам всего класса перед первым уроком или сразу после него (исходный уровень), а затем после последнего урока (результат влияния дневной учебной нагрузки).

Как справедливо считает Н.Н. Куинджи, в целях охраны здоровья школьников в образовательных учреждениях должна проводиться работа по оценке влияния существующей организации образовательного процесса на организм учащихся и, прежде всего, на их умственную работоспособность, как функцию ЦНС, наиболее нагружаемую в процессе учебной деятельности. Эта рекомендация наиболее актуальна для школ с углубленным содержанием образования, а также для применяющих нетрадиционные педагогические технологии.

Для выполнения такой работы в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН разработана программа «Профилактика утомления у школьников в процессе учебной деятельности». Компонентами указанной программы являются:

1) тестирование умственной работоспособности школьников всего классного коллектива в начале и в конце учебных занятий;

2) выделение учащихся, заканчивающих школьные занятия с сильным и выраженным утомлением («группа риска»);

3) профилактика и коррекция отклонений в нервно-психическом здоровье у школьников «группы риска» посредством приема аминокислоты глицин;

4) коррекция организации учебного процесса с целью снижения утомления и профилактики нарушений нервно-психического здоровья у школьников.

Исполнителями данной программы могут быть не только медицинские работники, но и валеологи, психологи, авторы инновационных технологий, заинтересованные в признании здоровьесберегающего характера их педагогических инноваций.

Для тестирования УР школьников в динамике учебного дня авторы указанной программы предлагают использовать таблицу в модификации С.М. Громбаха. Школьникам дается только 2-х минутное задание: зачеркнуть одну букву (например, «К») и подчеркнуть другую (например, «В»). Таким образом, корректурная работа каждого школьника характеризуется двумя показателями: количеством прослеженных знаков и числом допущенных ошибок, стандартизованных на 500 знаков для удобства сравнения. В пособии Н.Н. Куинджи прилагается удобная таблица пересчета абсолютного числа ошибок на 500 просмотренных знаков. (Стандартизация ошибок нужна для того, чтобы можно было сопоставить влияние одной и той же учебной нагрузки на точность работы разных школьников. Например, просмотрено 250 букв и сделано 5 ошибок, что в расчете на 500 букв составит 10 ошибок).

М.В. Антропова тоже допускает, что возможно и целесообразно при изучении динамики УР учащихся V-XI классов в процессе учебной и трудовой деятельности использовать не все задание, а лишь его вторую, наиболее сложную часть, рассчитанную на две минуты, предусматривающую вычеркивание двух букв – условных раздражителей и подчеркивание сочетание их с буквами – тормозными агентами.

Для паспорта здоровья важно определить уровень работоспособности учащихся. В этом отношении наиболее информативным является 4-х минутная корректурная проба. Вместе с тем данная методика требует уточнения и унификации, чтобы довести ее до каждого учителя. Особенно это касается вопроса обработки результатов выполнения заданий. Так, в методических рекомендациях говорится о «количестве ошибок всего (общих + на дифференцировку) и ошибок на дифференцировку. Например: всего ошибок (ОШ) - 10 шт. (общих ошибок - 7 шт.; на диффренцировку - 3 шт.), на дифференцировку (Д) – 3 шт. Закончив выявление ошибок и поставив их справа на полях (например: ОШ - 10, Д - 3), производят стандартизацию ошибок общих (пересчет на 500 знаков) и ошибок на дифференцировку (пересчет на 200 знаков)...». Но в примере на стандартизацию ошибок приводят не 7, казалось бы, а 10 ошибок. Получается путаница и не каждый учитель сможет разобраться в этом. Поэтому, исходя из своего опыта корректурной работы, предлагаю отказаться от стандартизации ошибок на дифференцировку (пересчет на 200 знаков). Этот показатель будет совершенно лишним, если произвести стандартизацию ошибок всего (пересчет на 500 знаков), т.е. всех (и общих, и на дифференцировку) допущенных ошибок за все 4 минуты работы.

Тем более, есть еще показатель «К» – отношение всего объема задания к первой его части, до введения тормозного агента. По нашим данным показатель «К» тем больше (т.е. лучше), чем меньше ошибок на дифференцировку. Следовательно, тот и другой показатель одинаково характеризуют протекание нервных процессов.

Как говорилось выше, 4-х минутное корректурное задание состоит из двух частей (по 2 минуты): во второй части вводятся буквы – тормозные агенты. В случаях хорошей подвижности нервных процессов введение тормозных агентов не сказывается на темпе работы. В результате вторая часть задания по объему оказывается такой же, как и первая. Показатель «К» приближается к 2,0. Общее количество ошибок и ошибок на дифференцировку незначительно. Все показатели в совокупности свидетельствуют о высоком уровне УР школьника.

Вместо пересчета ошибок на дифференцировку – на 200 знаков, лучше рассчитать также коэффициент продуктивности (Q), когда одна ошибка приравнивается к 10 непросмотренным знакам. Этот коэффициент действительно оправдан.

В качестве косвенного показателя УР детей, кроме корректурных проб, мы брали в своих исследованиях и их школьную успеваемость. Средний балл вычислялся по четвертным оценкам за прошедший год для всей совокупности учебных дисциплин. При этом учитывали национальность, социальную принадлежность учащихся, уровень их двигательной активности и вид занятий спортом.

Не останавливаясь подробно на этом интересном вопросе и материале исследований, скажем, что анализ показателей УР учащихся дает возможность выявить, какой «физиологической ценой» достигается успешность учения, хорошая успеваемость. А эта «цена», в свою очередь, небезразлична для психического здоровья учеников.

Наши данные показывают также, что умственные способности и работоспособность не всегда совпадают, и поэтому в школе нередки случаи, когда менее способные дети благодаря умению и навыкам трудиться, опережают более способных. Вот здесь-то и надо учителю подумать, как достичь сочетания этих качеств и как осуществить индивидуальный подход в обучении. Работоспособность во многом зависит от навыков и привычки с детских лет трудиться.

При желании в соответствующей графе паспорта здоровья можно вписывать показатели и успеваемости, и умственной работоспособности (УР):

Пз – общее количество просмотренных знаков;

Со – количество стандартизованных ошибок – на 500 просмотренных знаков;

К – коэффициент, характеризующий подвижность нервных процессов;

Q – коэффициент продуктивности работы.

Однако, такой вариант ПФЗ сегодня не реально внедрить. Тем более, в Институте возрастной физиологии РАО разрабатывается компьютерная методика оценки умственной работоспособности.

Введение в ПФЗ среднего балла по всем дисциплинам за 1-е и 2-е полугодие учебного года будет иметь, в отличие от оценок аттестата зрелости и данных ежегодного отчета учителей, большое воспитательное и стимулирующее значение, так как покажет динамику успеваемости и работоспособности за все годы обучения в школе. А это позволит вовремя ввести коррективы со стороны учителей, врачей, родителей и самих детей, что, несомненно, положительно отразится в успеваемости и психическом здоровье учащихся.

Как стать работоспособнее, учиться и трудиться эффективнее? Современная медицина, ее психогигиенический раздел, может подсказать наиболее оптимальные пути, методы поддержания и даже совершенствования умственной работоспособности. Прежде всего доказана возможность тренировать ее, как и многие другие человеческие способности.

Для поддержания высокого уровня УР важную роль играет пунктуальное соблюдение режима учебы, труда и отдыха (прежде всего достаточно продолжительный ночной сон), четкий распорядок дня, отсутствие конфликтных ситуаций и т.п. Большой ущерб УР наносит несистематичность занятий, пренебрежение к физкультурным паузам.

Существует ряд особых приемов и специальных способов поддержания и стимулирования УР. Важную группу составляют психологические средства. К ним относится «щажение» памяти, освобождение ее от загруженности мелкими каждодневными делами. Для этой цели хорошо использовать записные книжки, ежедневки, при помощи которых можно планировать не только текущий день, но и неделю, месяц.

Такое ограждение мозга от информационного «шума» облегчает его работу на главных, магистральных направлениях, не отвлекая от размышлений над более сложными проблемами. Но в то же время излишнее его «щажение», оберегание от усилий, вызывающих утомление, как это ни парадоксально, ослабляет возможности мышления, вообще психической деятельности. Не следует забывать, что мозг состоит из миллиардов чрезвычайно сложных и активных нейронов, которые практически безостановочно функционируют. Таким образом, мозг постоянно трудится и всегда нуждается в работе, которая необходима для его здорового состояния. Уместным может быть весьма условное, но в принципе правильное его сравнение с мышцей, которая без деятельности и тренировки атрофируется .

О благотворном влиянии физкультуры на умственную деятельность научная медицина узнала сравнительно недавно, однако соответствующие эмпирические наблюдения велись многими выдающимися писателями и учеными с давних времен. Например, Сократ считал, что во время ходьбы мысль становится яснее, быстрее появляются удачные варианты решения задач. Аналогичные высказывания делал Аристотель. Интересные догадки о положительном влиянии физической активности на умственную деятельность содержатся в трудах Гиппократа и Авиценны. В этой же связи можно упомянуть А.С. Пушкина, отмечавшего тесную связь между занятиями спортом (верховая езда) и приливом творческих сил, Л.Н. Толстого, который в перерывах в работе над своими знаменитыми произведениями пахал плугом землю, косил траву, И.П. Павлова любившего старинную русскую игру «городки», плавание, езду на велосипеде, работу в саду. В письме к донецким шахтерам академик И.П. Павлов писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй. А особенно чувствовал себя удовлетворенным, когда в последний вносил какую-нибудь хорошую догадку, т.е. соединял голову с руками...»1.

В настоящее время многими авторами указывается, что повышение УР под влиянием физических упражнений носит не преходящий, а закономерный характер. В целом, для того чтобы поддерживать хорошую умственную форму, необходимо следить за физической формой. И коротко суть вопроса можно сформулировать так: все, что полезно для здоровья, хорошо и для умственной работоспособности и наоборот.