Библиотека ЕИ К(П)ФУ

Сайт ЕИ К(П)ФУ
Главная


Поиск

Категории: (справка)
Вся литература
Не определено
Авторефераты
Статьи
Монографии
Учебные пособия
Сборники конференций
Сборники научных трудов

БОЧКАРЕВА И.Л.

Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК (Выпуск 3)

 

В последние годы возросло внимание к проблеме формирования всесторонне развитой, духовно богатой и креативной личности. Личность человека, его духовный и моральный облик формируются, прежде всего, в процессе воспитания. В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того, чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все предметы, внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, причем, каждый предмет и вид занятия должен имеет свою четко поставленную задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника. Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: архитектуру, скульптуру, живопись и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление (3, с. 257-263).

Эстетическое воспитание использует множество различных средств воздействия на формирующуюся личность, таких как социальная среда, трудовая и научная деятельность, окружающая природа и искусство. Однако, как отмечали в своих трудах Н.И. Киященко, А.И. Буров и другие, ведущее место среди всех средств эстетического воспитания занимает воспитание художественное (1;6).

Объем понятий «эстетическое воспитание» и «художественное воспитание» определяется следующим образом. Эстетическое воспитание предусматривает формирование способности к пониманию и переживанию прекрасного во всех сферах жизнедеятельности, а художественное – формирование любви к искусству и потребности в общении с произведениями искусства. Многие ученые дают определение художественного воспитания, трактуя его как формирование потребности общения с искусством, способности воспринимать искусство во всем его жанрово – видовом разнообразии и социально – исторической определенности, умения адекватно оценивать эстетические достоинства произведений искусства. Н.И. Киященко, А.И. Буров отмечают, что художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве (1;6). Исходя из сформулированных выше определений, можно сделать вывод о том, что художественное воспитание является одним из необходимых звеньев в эстетическом и творческим развитии личности. Задачи художественного воспитания, несомненно, уже задач эстетического воспитания: формирование у воспитуемых любви к искусству, интереса и потребностей в искусстве, развитие навыков художественного воспитания и изобразительных умений, художественных чувств, вкусов, способностей к оценке художественных произведений. Художественное воспитание служит целям формирования высокой культуры личности, приобщения ко всему богатству художественных ценностей, накопленных человеком за весь период общественного развития.

Художественное воспитание исследовалось такими педагогами и художниками, как Я. Коменский, И. Песталоцци, П. Чистяков, Н. Волков. Они понимали и рассматривали художественное воспитание в более узком его значении, как воспитание изобразительным искусством, указывали на изобразительное искусство как на могущественное средство для достижения конечной цели для воспитания и образования: всестороннего, гармоничного развития всех присущих человеку духовных и физических сил и создания таким путем активных и полезных членов общества.

Изобразительному искусству с давних времен уделялось огромное внимание в воспитательном процессе личности. В Древней Греции, например, обучение рисованию считали главным условием общего образования и воспитания. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, учат «подмечать правильности и стройности в предметах», иными словами, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства (4, с. 32.).

Художественная деятельность и художественное воспитание начинаются с восприятия и во многом зависят от способностей к восприятию произведений искусства. Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Изучение проблемы художественного восприятия в различных его аспектах считают своей прерогативой различные области науки – эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Философская теория отражения является основой трактовки воспитания, психология и физиология дают возможность исследовать сам процесс и механизмы восприятия произведений, и их специфику. Рассматривая специфику художественного восприятия, следует отметить социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие имеет гносеологическую специфику, которое определяет психофизическую форму процесса восприятия как непосредственного, духовно-чувственного акта и осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности.

Художественное восприятие требует активной работы многих механизмов психики: непосредственно- отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и навыки, которые необходимы для полноценного восприятия. Основываясь на психологических теориях художественного восприятия С.Х. Раппопорта, П.М. Якобсона и др., можно выделить три уровня восприятия произведений изобразительного искусства.

На первом, элементарном уровне происходит восприятие, при котором усваивается только сюжетная сторона произведения. Видимым становится только то, что изображено, а как изображено – остается незамеченным. Форма произведений, единство изображаемых явлений, живописные и графические, выразительные средства выпадают из поля зрения. Восприятие зависит от таких факторов, как общая культура личности, её психофизические особенности, жизненные ситуации, опыт общения с произведениями искусства. Наивный взгляд, нетронутый интеллект, спящие эмоции не способствуют, а затрудняют общение индивида с художественными ценностями. Если зритель не умеет смотреть, произведение не срабатывает.

На втором, высоком уровне восприятия интерес вызывает идейное содержание, смысл произведения. При этом в процесс восприятия включается больше чувственных элементов. Внутреннее соучастие связано с проникновением не только в содержание, но и в форму произведения. Все элементы картины составляют неразрывное целое, постигается их взаимосвязь, слияние в единый художественный образ произведения. Субъективность оценки уступает место объективной значимости картины. Происходит понимание сущности изобразительного искусства как явления действительности, намечается переход к переживаниям художественных ценностей. Таким образом, это высокий уровень восприятия, проникающий в замысел и особенности произведения.

На третьем уровне художественное восприятие перерастает в художественное видение. Это особый способ организации воспринимаемого материала, выделения в нём художественно значимых моментов, оценки предметов и явлений с точки зрения соответствия их художественному идеалу. Характер эстетических переживаний углубляется, происходит обогащение художественного восприятия. Восприятие достигает целостного характера. Образ и форма воспринимаются как единое целое, в процесс перцепции включается эмоциональный и интеллектуальный потенциал воспринимающего (5;7).

Художественное восприятие проходит несколько стадий:

- предкоммуникативная, т.е. предшествующая контакту зрителя с произведением изобразительного искусства;

- коммуникативная, включающая время этого контакта;

- посткоммуникативная, когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения ещё продолжается, о чём можно судить по эмоциональному состоянию человека.

Итак, художественное восприятие произведений изобразительного искусства требует большой предварительной работы, требует подготовленности, требует высокой специальной и общей культуры. Кроме того, подготовка к полноценному художественному восприятию требует формирования общей, специальной и частной художественно – психологической установки. Художественное восприятие в рамках воспитания невозможно рассматривать без воспитания художественных потребностей личности, которые обусловлены культурой данного общества, определённым состоянием субъекта, побуждающим его к восприятию художественного творчества. Психология трактует потребность как состояние организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условий их существования и развития.

Художественная потребность yже эстетической, ибо она есть стремление к прекрасному в области искусства, тогда как эстетическую потребность можно определить как постижение прекрасного и восприятие безобразного в любой области деятельности, в различных аспектах жизни. Искусство остаётся самым эффективным и действенным средством художественного воспитания. Поэтому художественная потребность может формироваться в процессе художественного воспитания как потребность личности в общении с художественными ценностями, накопленными человечеством. Устойчивая же потребность (как свойство личности), характеризующая художественно развитого человека, вырабатывается только в процессе художественной деятельности личности.

Потребность оказывает влияние на формирование художественных вкусов и идеалов и отражается в конечном акте процесса познания – художественной оценке произведения. Формируется художественная потребность с раннего детства под воздействием красоты природы, встреч с подлинными ценностями искусства. Качественное развитие художественной потребности продолжается в течение всей жизни.

Третьей составной частью художественного воспитания является формирование и развитие художественного вкуса личности. Эстетика рассматривает вкус, прежде всего, как социально-историческое явление. В результате изучение истории развития человеческого общества, его культуры происходит формирование эмоционально- чувственного спектра, т.е. таких чувств, которые утверждают себя как человеческие сущностные силы.

В отличие от вкуса эстетического, художественный вкус формируется постепенно и только в регулярном общении с подлинными произведениями искусства. Вкус обязательно связан с художественно-психологической установкой, т.к. она несёт в себе определённое отношение к искусству, определённую направленность психики, а также определённые психические умения и навыки. Вкус вызывает предрасположенность к постижению произведений искусства и получению художественного наслаждения, если его оценка положительна. В противном случае он как бы отталкивает произведения. Вкус производит предварительный отбор, в одних случаях расчищая дорогу и усиливая работу психологической установки, в других – прекращая её. Уровень вкуса личности определяется не её индивидуальными пристрастиями, а чуткостью психики к установившимся в общественном сознании критериям художественности и способностью к точной предварительной оценке произведений искусства на основе этих критериев. Иными словами, качество вкуса определяется тем, в какой мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной художественной ценности. Вкус может быть развитым и неразвитым. Развитый художественный вкус даёт возможность индивиду получать наслаждения от подлинно прекрасного произведения искусства и эмоционально отвергать безобразное. Кроме того, развитый художественный вкус предполагает глубокую и разностороннюю оценку произведения личностью, воспринимающей форму и содержание не как раздельно существующие компоненты, а как неразрывное целое. Неразвитость, примитивность художественного вкуса выражается в слепом следовании лишь сюжету, принимаемому за единственный признак совершенства произведений. Отсутствует понимание предмета искусства, отождествляется изображение с действительностью, и возникающее при этом утрированное требование буквального правдоподобия исключает творческий полёт фантазии, художественный домысел. Для нас значимым является то, что вкус развивается вместе с развитием человека. Неразвитый вкус в одинаковой степени имеет тенденции как стать хорошим, так и плохим. Все будет зависеть от условий и характера воспитательных оздействий. Этой точки зрения придерживаются в своих работах Н.И. Киященко, А.И.Буров, Н. Волков и др. Рассматривая художественный вкус как одну из важнейших характеристик художественной воспитанности личности, связывая его формирование с условиями бытия художественной культуры общества, учитель обязан развивать в себе и у своих воспитанников «способность судить о красоте.

Таким образом:

1. Художественное воспитание представляет собой сложный многогранный процесс, складывающийся целенаправленно, определённым порядком и включающий в себя процессы формирования художественного восприятия, художественной потребности в общении с изобразительным искусством, художественного вкуса.

2. Результатом художественного воспитания является художественная воспитанность, которую можно определить как психологическое образование, возникшее на основе единства художественной образованности. Наличие признаков художественной воспитанности личности состоит в сформированности знаний, умений и навыков в области восприятия искусства, развитости художественного вкуса, суждений, оценок, выраженной потребности общения с искусством, способности к самостоятельному художественному творчеству.

Список цитированной литературы:

  1. Буров А.И. О специфике содержания и формы.// Вопросы философии.-1953.-№5

  2. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема обратных связей.// Психология художественного творчества: Хрестоматия.- Минск: Харвест, 1999

  3. Гегель Лекции по эстетике, К.3., Т.14, Академия наук СССР. Институт философии.- М.: Соц.- экономич.изд., 1958.

  4. Коменский Я.А Мир чувственных вещей в картинах.//Сборник статей об искусстве. - М.: Просвещение,1976

  5. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства.- М.: Просвещение,1978

  6. Шапинская Е.Н. С.А. Иванов, Н.И. Киященко. Образование и искусство в формировании целостной личности. – М.: Школа-Вуз-Академия, 2002

  7. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьников.- М.: Просвещение, 1966.