Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета
  Ok

 

Главная страница

 

О филиале

 

Карта сайта
 

 

Руководство
 

 

Наука

 

Конференции

 

Гранты

 

Приемная  
комиссия

 

Факультеты

 

Кафедры
 

 

Ассоциация  
выпускников

 

Электронная  
библиотека
 

 

Трудоустройство  
выпускников и  
студентов
 

 

Новости
 

Филиал Казанского Федерального университета в городе Елабуга

Кафедра права и экономики

 

Межрегиональная научная Универсиада для школьников по праву (заочная)

 

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!

Приглашаем Вас принять участие в заочной универсиаде по праву.

Универсиада проводится с 14 ноября по 14 декабря 2011 г. Принять участие в Универсиаде могут ученики 11 классов, осваивающие общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.

Задания заочной универсиады по праву представлены двумя блоками. Первый блок - написание письменной работы по предложенным темам (из предложенных тем участники Универсиады выбирают только одну, и её объём не регламентируется; соавторство не допускается), второй блок состоит из задач и тестовых заданий.

Жюри, представленное ведущими преподавателями кафедры, будет оценивать результаты выполнения заданий, исходя из следующих критериев:

- При оценивании первого блока задания жюри будет учитывать:

а) обоснованность выбора темы;

б) новизна и авторский подход к раскрытию темы, работа должна отражать собственное видение автором избранной проблемы;

в) полнота, логичность, грамотность; материал не должен содержать ошибок и неточностей;

г) аргументировано доказать основные положения работы, автор должен продемонстрировать знание законов и иных нормативно-правовых актов;

д) знание автором нескольких точек зрения на излагаемый вопрос.

Каждый из критериев оценивается в 5 баллов (максимальное количество баллов за письменную работу - 25 баллов).

Второй блок заданий - правильным считает ответы на задачи и тестовые задания, если в ответе содержится только правильный вариант и дан (особенно при решении задач) развёрнутый ответ. За правильное решение задачи или тестового задания выставляется 1 балл (максимальное количество баллов за второй блок - 25 баллов).

Победителями считаются учащиеся, набравшие максимальное количество баллов (50) и получившие по итогам Универсиады Дипломы 1, 2 и 3 степени. Учителя, чьи ученики займут призовые места, также получат Дипломы и памятные подарки. Ученики, не занявшие призовых мест, получат Сертификаты участника Универсиады по праву.

Для того чтобы принять участие в Межрегиональной научной Универсиаде по праву, Вам необходимо оформить заявку, ответить на задания и выслать на адрес организаторов распечатанный вариант.

 

Форма заявки

  1. Фамилия, имя, отчество участника (полностью).

  2. Фамилия, имя, отчество учителя (полностью).

  3. Место учёбы, класс, адрес школы (с указанием индекса).

  4. Контактный телефон, e-mail.

 

Перечень рекомендуемой литературы для подготовки

  1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998.

  2. Арбузкин А.М. Обществознание: Учеб. Пособие. - М.: Издательство «Зерцало», 2009.

  3. Астахов П. Я и государство. - М.: Издательство «Эксмо», 2009.

  4. Иванников И.А. Актуальные проблемы теории государства и права.- М., 2009.

  5. Касьянов В.В. Обществознание. Для средних специальных учебных заведений. М., 2008.

  6. Кашанина Т.В. Сизикова Н.М. Основы права. - М.: Издательство «Юрайт», 2010.

  7. Обществознание./Под ред. проф. М.П. Марченко. Изд. 4. М, 2009.

  8. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Издательство «Юрист», 2008.

  9. Проблемы теории государства и права: учебник /под ред. М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Норма, 2008.

  10. Семейное право : учебник / М. В. Антокольская. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма: Инфра, 2010.

  11. Синова И.В. Конституция - основной закон России. Справочник школьника. - М.: Издательство «Литера», 2007.

  12. Смоленский М.Б. Конституция Российской Федерации с комментариями для школьников. - М.: Издательство «Феникс», 2010.

  13. Теория государства и права: учебник / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008.

  14. Юридическая ответственность: учебное пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский, - М.: Альфа - М, 2005.

 

 

 

 

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7 от 21.01.2009.

  2. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 07.01.2002. - №1 (ч. 1) - ст. 1.

  3. Семейный Кодекс России. Федеральным закон от 29 декабря 1995г. №223-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Введен в действие с 1 марта 1996г. //СЗ РФ 1996 г. № 1 ст.16

  4. Гражданский кодекс России. Часть первая введена в действие с 1 января 1995 г. Федеральным законом от 30 ноября 1994 г. №52-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Часть вторая. Введена в действие с 1 марта 1996 г. Федеральным законом от 26 января 1996 г. №15-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями. Часть третья. Введена в действие с 1 марта 2002 г. Федеральным законом от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ. (ст. 15, 21, 26-30, 47, 151, 181, 190-194, 195-205, 244-252, 1101)

  5. Трудовой кодекс РФ. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ. Введен в действие с 1 февраля 2002 с последующими изменениями// СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 3 (гл. 41, ст. 253-264)

  6. Уголовный кодекс РФ. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ. Введен в действие с 1 января 1997 г. Федеральным законом от 13 июня 1996 г. №64-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями//СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954 (ст.ст. 122, 154-156)

  7. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

  8. Конвенция о правах ребенка. Принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ОНН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. //Ведомости СССР. 1990. № 45. ст. 955

 

 

 

 

 

Тематика письменных работ первого блока Универсиады по праву для учащихся 11-х классов

 

  1. Соблюдение прав и свобод российских граждан в России, гарантированных Конституцией РФ.

  2. Гарантии реализации и защиты прав человека и гражданина в России: в теории и на практике.

  3. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека: достигнуто ли это в современной России?

  4. Как России стать правовым и социальным государством?

  5. Взаимная ответственность государства и гражданина как принцип правовой государственности.

  6. Принципы организации и деятельности современного Российского государства.

  7. Справедливость как принцип права.

  8. Право как мера свободы личности.

  9. Проблемы правовой культуры и правового воспитания в современной России.

  10. Право на образование в России в теории и на практике.

  11. Правовые льготы, привилегии и иммунитеты в сочетании с юридической ответственностью и равенством всех перед законом и судом.

  12. Грань между ограничением прав и свобод человека и гражданина и борьбы с терроризмом и экстремизмом.

  13. Демографическое и социально-экономическое развитие современной России.

  14. Гарантированность в России права на охрану труда и здоровье людей.

  15. Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа в России.

  16. Личные права несовершеннолетних детей и специфика их осуществления.

  17. Проблемы реализации имущественных прав несовершеннолетних детей.

  18. Правовая природа и содержание родительских прав и обязанностей.

  19. Исполнение решения суда как гарантия реализации принципа законности.

  20. Закон как приоритетная форма права.

  21. Проблемы совершенствования качества российского закона.

  22. Проблемы обеспечения законности и правопорядка в российском обществе.

 

 

Задачи

 

1. Министерство экономического развития и МВД Российской Федерации обратились к Президенту РФ с предложением одобрить программу разработки электронных паспортов. Электронный паспорт должен представлять собой пластиковую карточку, в которую помимо паспортных данных будет включена информация о медицинском и пенсионном обеспечении, ИНН и другая информация.

Правозащитные организации выступили против, указав что сосредоточение в одной базе данных всей информации о гражданине способно нарушить его конституционные права, в частности, право на защиту информации о частной жизни. В условиях единого банка данных сложно будет обеспечить конфиденциальность этой информации, с другой стороны это можно расценивать как негласный контроль за гражданами, что также противоречит Конституции.

Оцените доводы, приведенные правозащитными организациями.

 

2. Налоговая инспекция на основании решения от 28 декабря 2010г. № 517 провела в январе 2011г. выездную налоговую проверку по вопросам соблюдения ЗАО «Ромашка» законодательства о налогах и сборах за период с 1 января 2006г. по 31 декабря 2008г.

Правомерны ли действия налогового органа?

 

3. Гражданин Кузнецов А.Д. снял свой автомобиль с учета 16 сентября 2010.
На кого возложена обязанность уведомлять налоговые органы о снятии транспортных средств с регистрации?

В каком порядке осуществляется такое уведомление?


4. После семейной ссоры Иванов, будучи в нетрезвом состоянии, поджег свои надворные постройки. Как оказалось, в одном из сараев спал Петров, который длительное время нигде не работал и не имел определенного места жительства и который во время пожара погиб.

Ответственен ли Иванов за смерть Петрова? Правомерно ли уничтожено имущество, являющееся собственностью Иванова?

 

5. Возвращаясь18 октября поздно вечером домой Гайнутдинов Р.З. нашёл на тротуаре пластиковую банковскую карту, на которой фломастером был указан код. Воспользовавшись этим, он в этот же вечер снял с найденной карты 8200 рублей.

На следующий день в «Сбербанк» обратилась Верёвкина А.Н. и попросила заблокировать свою банковскую карту, сообщив, что она её где-то потеряла, на что служащий банка ей ответил, что все денежные средства с её карты сняты были сняты накануне вечером и указал номер банкомата, с которого была произведена выдача наличных средств. Сразу же после этого Верёвкина А.Н. обратилась в полицию, заявив, что у неё украли деньги в сумме 8200 рублей.

Имела ли право Верёвкина А.Н. делать такое заявление в полицию? Будет ли нести ответственность Гайнутдинов Р.З. за кражу денег?

 

6. Иванов, живший один, уезжая на несколько дней в командировку, для защиты от «непрошенных гостей» оставил в пришожей комнате своей квартиры муляж скелета человека.

Ранее судимый за хищение чужого имущества Валиахметов, живший в одном подъезде с Ивановым, поздно вечером, через два дня после отъезда Иванова, взломал дверь его квартиры, и неожиданно наткнувшись на скелет умер.

Ответственен ли Иванов за смерть Валиахметова?

 

7. Технолог молочного комбината Карпов Д.В. был уволен по сокращению штатов. Карпов Д.В. с этим не согласился и обратился в суд с заявлением о восстановлении на работе. В заявлении он указал, что приказ об увольнении был издан во время его очередного отпуска, причем без предварительного согласия профкома предприятия.

Какое решение должен вынести суд? Каков порядок увольнения работников по сокращению штатов? Кто и при каких условиях имеет преимущественное право на оставление на работе при сокращении штатов?


8. Новиков А.Е., работавший токарем на ОАО «Электрощит» был уволен за нахождение на работе в нетрезвом состоянии, что было замечено за 30 минут до окончания смены. Считая увольнение неправильным, Новиков обратился в суд с иском о восстановлении на работе. В своем исковом заявлении Новиков указал, что он в этот день выполнил норму выработки и не был отстранен администрацией от работы.

Какое решение должен вынести суд?

 

9. Губайдуллин купил телевизор и оформил его доставку на дом. При доставке в квитанции неправильно указали адрес доставки. Телевизор доставили по ошибочному адресу Афанасьевой, ветерану войны. Афанасьева приняла телевизор, расценив это как подарок, ко дню 9 Мая и стала им пользоваться.

Кто должен у Афанасьевой требовать возврата телевизора? Обязана ли Афанасьева вернуть телевизор?

 

10. Анастасия Никифорова (18 лет) и Виктор Кашин (17 лет) решили пожениться. Работники ЗАГСа, в котором они решили зарегистрировать брак, указали на необходимость несовершеннолетнему Кашину получить согласие на заключение брака органа местного самоуправления по месту жительства. Кузнецов считал, что такое разрешение ему не нужно, так как он решением суда объявлен полностью дееспособным.

Обоснованы ли действия работников ЗАГСа?

 

11. В орган загса г. Елабуге обратилась гражданка Маркова с заявлением о регистрации брака с гражданином Шевцовым, проживающим в г. Перми. В связи с тем, что Шевцов не имеет возможности выехать в Елабугу для подачи заявления, Маркова представила в орган загса составленное им соответствующее заявление, заверенное руководителем предприятия, где работает Шевцов. Однако, заведующий органа загса отказал Марковой в принятии этого заявления.
Правомерны ли действия заведующей загса?

 

12. Бутаревский Сергей и Микова Елена обратились в орган загса с заявлением о регистрации их брака, которая была назначена на 17 августа, и после этого их родители договорились о расходах на свадьбу, а именно: жених должен был купить кольца (их стоимость составила 50000 р.), а родители невесты брали на себя оплату расходов за кафе. Предоплату в сумме 30000 рублей Миковы внесли в кафе за 10 дней до свадьбы, т.е. 7 августа.

За день до свадьбы Бутаревский уведомил свою невесту, что он отказывается жениться, в связи с этим Микова обратилась в суд о взыскании с него морального вреда, а также возмещения понесённых расходов.

Имеет ли право Микова взыскать с Бутаревского материальный и моральный вред? Если да, то, в каком размере будет удовлетворён материальный иск?

 

13. Васильева Л.А. и Петрова К.И. заключили между собой в простой письменной форме договор купли-продажи садового домика и земельного участка, на котором находился садовый домик. Собрав все необходимые документы, они обратились к нотариусу с просьбой передать договор и эти документы на государственную регистрацию перехода прав на указанное недвижимое имущество.

В каких случаях нотариусом могут быть переданы документы на государственную регистрацию перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним? Каковы действия нотариуса в данной ситуации?

 

 

 

 

Тестовые задания

 

1. Основание возникновения наследования по завещанию:

  1. наличие близкого родства между наследодателем и наследником;

  2. наличие завещания, составленного наследодателем;

  3. указание в законе на очередность наследования по степени родства;

  4. соглашение между родственниками первой очереди.

 

2. К наследованию по закону могут призываться:

  1. физические лица;

  2. государство или муниципальное образование;

  3. любые лица, совместно проживающие с наследодателем;

  4. юридические лица.

 

3. Брак заключается

1) органом записи актов гражданского состояния

2) органом местного самоуправления

3) законодательным органом

4) органом исполнительной власти

 

 

4. Заключение брака производится

1) независимо от того, прибыли молодожены в ЗАГС или нет

2) в личном присутствии лиц, вступающих в брак

3) в личном присутствии хотя бы одного супруга

4) в присутствии законных представителей супругов

 

5. Выберите правильный вариант решения применительно к следующей ситуации: Федеральный закон считается приня­тым Государственной Думой, если за него проголосовало:

1) большинство от общего числа депутатов;

2) более двух третей участвующих в голосовании;

3) не менее трех четвертей от общего числа депутатов.

 

6. Найдите в нормативных актах:

1) норму с простой санкцией;

2) норму с относительно-определенной санкцией;

3) норму с альтернативной санкцией;

4) норму, при изложении которой использован бланкетный способ.
Обоснуйте свой выбор.

 

7. На какие виды делили цивильное право римские юристы?

1) основное и дополнительное

2) частное и публичное

3) частное и государственное

4) частное и феодальное

5) нет правильного ответа

 

8. Уголовное право - это часть __________________ наук.

1) историко-правовых,

2) естественных,

3) прикладных,

4) юридических,

5) все вышеперечисленные

 

9. Подчеркните, как называется способность лица иметь права и обязанности:

1) правосубъектность;

2) правоспособность;

3) дееспособность.

 

10. Какие органы в Российской Федерации являются органами принудительного исполнения?
1) прокуратура;
2) милиция;
3) суд;
4) служба судебных приставов.

 

11. Какой орган выполняет функцию конституционно-правового контроля РФ?

1) Верховный суд

2) Конституционный суд

3) Правительство РФ

4) Высший арбитражный суд

5) все вышеперечисленные

 

12. Какие органы в Российской Федерации являются органами принудительного исполнения?
1) прокуратура;
2) милиция;
3) суд;
4) служба судебных приставов.

 

423600, Республика Татарстан г. Елабуга, ул. Казанская д. 89. E-mail: root@egpu.ruegpu@mail.ru